Вернуться

В рамках Конгресса «Сфера» будут обсуждаться вопросы, связанные с работой и развитием Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), в первую очередь – системы ГЛОНАСС.

В рамках Конгресса «Сфера» на секции «Развитие систем спутниковой навигации. Высокоточная спутниковая навигация. Новые бизнес-модели. Навигационные цифровые технологии» будут обсуждаться вопросы, связанные с работой и развитием Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), в первую очередь – системы ГЛОНАСС.

Актуальности всем этим темам добавляет тот факт, что для нашей спутниковой навигации настает, что называется, «критический момент». Ни для кого не секрет, что навигационная безопасность нашей страны находится под угрозой. Большинство современных смартфонов оснащены навигационными приемниками, которые принимают сигналы и GPS, и ГЛОНАСС. Кроме того, успешно функционируют еще две глобальные навигационные системы: европейская Galileo и китайская BeiDou. И есть еще несколько национальных и международных региональных спутниковых навигационных систем, способных обеспечивать потребителей навигационной информацией самостоятельно, а также дополнять глобальные системы. Эти системы также используются в современных смартфонах.

ГЛОНАСС самостоятельно может обеспечить решение большинства навигационных задач, которое вполне удовлетворит широкие круги потребителей. Так что отключение GPS, которым нас пугает Запад, скорее всего, существенно не скажется на работе смартфонов российских пользователей в ближайшей перспективе. Однако качество навигационной информации в одиночном режиме будет значительно снижено, особенно на сложном рельефе: в городской застройке, в горах и лесах, – за счет затенений и переотражений спутникового сигнала. Эта проблема пока еще успешно решается за счет использования большого количества спутников совместной группировки всех четырех ГНСС. Понятно, что одна отдельно взятая ГНСС всегда будет в худшем положении, чем четыре вместе. Опять же, в мире треть навигационных устройств не работают с ГЛОНАСС. Известны приемники, в которых ГЛОНАСС не работает без GPS, а иногда сигналы ГЛОНАСС даже не поступают в обработку.

И еще: ГНСС – это не только орбитальные группировки, но и наземные инфраструктуры средств управления и функционального дополнения. Эти инфраструктуры также носят глобальный характер. В первую очередь, следует отметить, что они должны быть расположены по всему миру, а с этим у нас все больше проблем. В любой момент могут быть организованы помехи и отключения зарубежных объектов наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Тогда все мы почувствуем последствия снижения точности и надежности навигационного обеспечения (сбои, отскоки, потери сигналов и т.д.). Могут быть реализованы мероприятия по ухудшению работы и даже отключению смартфонов и других навигационных устройств иностранного производства при введении обновлений.

Один из наиболее важных трендов в этой связи – вопрос интеграции услуг навигации, связи и ДЗЗ в интересах потребителей. Будут рассмотрены кейсы, относящиеся к маркетингу и продажам на рынке систем спутниковой навигации, а также законодательные вопросы, примеры взаимодействия, применение продуктов на смежных и новых рынках, новые возможности, которые несет в себе эра 5G.